23.03.2013
Философия богатства
Папа римский удивил уже выбором имени: Францисков в местоблюстителях св. Петра прежде не было. И немудрено, что не было: Франциск Ассизский если и ассоциируется с папским престолом, то лишь по контрасту. Как сказал поэт, «одно, должно быть, нацию крестить, а крест нести — уже совсем другое». К тому же Франциск I даже не францисканец, а иезуит. Промелькнуло даже соображение, будто нарек он себя в честь другого, и далеко не столь великого, католического святого — соучредителя ордена иезуитов, которого тоже звали Франциском. Но уже первые шаги (не столько даже шаги, сколько жесты) нового папы показали: душой он не иезуит и не доминиканец, а францисканец. То есть, переводя на язык православия, Франциск I не из иосифлян, а из нестяжателей.
Отечественному наблюдателю среднего и старшего поколения, конечно же, сразу вспомнились поездки на общественном транспорте первого секретаря московского горкома КПСС Б.Н.Ельцина. Вспомнилась и всенародная любовь к тогдашнему «борцу с привилегиями», и, разумеется, плачевные и откровенно издевательские — именно что иезуитские — результаты его «борьбы». Если же Франциск I преисполнен искреннего рвения (и смирения), — а, похоже, так оно и есть, — то его, не исключено, ожидает судьба еще одного российского борца со стяжательством и показной роскошью — губернатора Алтайского края Евдокимова, продержавшегося в губернаторском кресле чуть больше года и погибшего в крайне подозрительной дорожной аварии. Однако будем надеяться на лучшее.
Сам по себе призыв к отказу от личной роскоши (к отказу, давно ставшему нормой в странах протестантизма) адресован прежде всего богатым и сильным мира сего и подразумевает, наряду со многим прочим, сакраментальное «Делиться надо!». Но на фундаментальном уровне он обращен ко всем, ибо предусматривает отказ от парадигмы (сверх)потребления, от философии потребления, или, если угодно, от порочного круга потребления, в который угодила не только западная цивилизация, но и, — причем в откровенно карикатурной форме, — российская.
Отчасти это, разумеется, вынужденная реакция на всемирный кризис, лишь первая фаза которого пришлась на 2008–2009 годы (о чем напоминает и нынешний кипрский «звонок»), но главную роль играет осознанная — наконец-то осознанная — необходимость в упрочении пресловутых «духовных скреп», с философией сверхпотребления, да и просто потребления, сочетающейся лишь с превеликим скрипом. Именно скрип духовных скреп (жалобный скрип) в обществе потребления и определяет нынешнюю — и в особенности завтрашнюю — повестку дня.
Источник: http://izvestia.ru